Главная » 2022 » Январь » 30 » Педальная лошадка из СССР
12:11
Педальная лошадка из СССР

Третья педальная лошадка из СССР в нашем музее. Приехала из г. Белово Кемеровской области. Вся в комплекте нет только хвоста.

Переходим к производству педальных лошадок в нашей стране. Их выпускали c 1956 по 1994 годы на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления: на московских заводах «Салют», машиностроительном заводе «Знамя Труда», омском авиационном заводе «Полет» и сталелитейном заводе «ЗапорожСталь».  Согласитесь — довольно странный выбор для изготовления игрушек. Здесь я сделаю отступление необходимое, чтобы объяснить почему так сложно собирать информацию по педальным машинкам. Потому что эта проблема возникает при описании любого педальника. Начнем с начала 20 века, его царский период. Как известно, Россия в то время была аграрной страной с преобладающим ручным трудом. В деревнях, да и в городах тоже дети начинали работать с 7 — 8 лет: смотреть за младшими братьями и сестрами, помогать по дому, кормить скотину, работать в поле. Поэтому на игрушки у них просто не было времени. Примитивные игрушки крестьяне изготавливали сами из подручных материалов: вырезали лошадок из дерева, из тряпок и соломы делали кукол. Игрушки были уделом состоятельных домов, ранее в статье приводилась примером игровая комната цесаревича Алексея. И тем более никто не вкладывал в игрушку педагогическую составляющую, направленную на физическое и умственное развитие ребенка. Пришедшая в 1917 году советская власть ставила перед обществом, и отдельно перед женщинами совершенно иные задачи. Домашний очаг, семья, воспитание детей — это было признано пережитками царизма. Женщина должна была встать вровень с мужчиной и вести страну к победе коммунизма. Ну какие тут игрушки?

В 30-е годы началась Сталинская индустриализация и коллективизация: женщин звали в поле и за станок. Детей планировали передавать в детские дома с малых лет, в которых они воспитывались под чутким вниманием коммунистической партии.

В 40-е годы шла Великая Отечественная Война. Вопрос стоял о существовании нашей страны как таковой. Ну какие тут игрушки? И только к середине 50-х годов наше общество начало забывать весь пережитый ужас и возвращаться к мирной жизни. Мелкие артели и, тем более частники, в СССР были под запретом. Только только начали возрождаться государственные заводы-гиганты, вот от них в середине прошлого века, если точнее в 1955 году,  советское правительство и потребовало часть производственных мощностей использовать для производства товаров народного потребления. Из-за дефицита сырья предлагалось использовать и отходы, и побочные продукты производства. Детские игрушки были как раз той сферой, где отходы использовались на протяжении практически всего времени существования советской власти. Но даже в этой ситуации многие предприятия рассматривали производство «ширпотреба» как дополнительную обузу и относились к нему достаточно формально. Пожалуй, единственным исключением был педальный москвич, у которого была своя полноценная производственная линия . Именно по этой причине факт того, что удалось выяснить четыре завода, на которых делали коней педальных, уже можно считать достижением! Информацию по тиражу, годам выпуска, модификациям будем восстанавливать по накопленному фактическому материалу. Первое и очень точное упоминание о педальных конях мы находим в Товарном словаре Пугачев И. А., III том, 1957 год. На наших первых конях седло было подпружинено.  Документально подтвержденной датой появления педальных коней в народных массах на данный момент можно считать 1959 год. Фотографии с более старой датировкой пока не обнаружены. Подытоживаем: первый педальный конь отечественного выпуска отличался белой гривой и хвостом, большими никелированными колпаками и седлом на пружине. Размеры: длина 107 см., ширина 52 см., высота (по гриве) 73 см. Вес 11 кг. Кони эти московского выпуска, об этом свидетельствует надпись «Москва» на резиновых покрышках задних колес.

На резиновых педалях логотип со звездой в центре. Очевидно, принадлежность к одному из оборонных заводов Москвы «Салют» или «Знамя Труда». Позже вместо звезды на педалях стали ставить цену 21.50 р. Удивительно, но цену держали фиксированной вплоть до  1991 года!

Так же отличительной особенностью московских коней является седло, его форма. На Омских конях форма седла несколько проще, но о них позже. Колеса имеют бронзовые втулки скольжения. Сами колпаки крепятся ко втулкам посредством резьбового соединения, движение от вала к ведущему колесу передается через шлицевое соединение. На втулке ведущего колеса должна быть такая скоба, которая прикрывает канал, через который проходит смазка к валу. Вал прикреплен к тележке через подшипники качения. Тяги от педалей так же установлены через подшипники. Иными словами: при должном обслуживании и смазке узлов конь вполне тихо- и быстроходен. Я специально уделил внимание этому моменту чтобы развеять миф самого выражения «конь педальный». В наши дни его редко услышишь, но раньше оно было распространено довольно широко и означало человека, в адрес которого говорили «конь педальный» — скрипучего, туго соображающего, по аналогии со скрипучим конем. Но раз уж конь скрипучь именно из-за безолаберности его владельца, то он  действительно является «конем педальным», а конь педальный тут совсем ни при чем. У хозяина бережливого и рачительного конь шепчет по ветру! Единственный узел, который действительно может издавать неприятные звуки, так это механизм движения ног коня. Он находится внутри коня, две половинки которого имеют сплошной сварной шов. Единственный вариант смазать этот узел — горячие ванны для коня из свежего моторного масла. Судя по коням, дошедших до нас, коней с большими колпаками было выпущено не так уж и много. Основная масса коней имеет маленькие никелированные колпачки на задних колесах. И в основном гривы и хвосты черного цвета. Помимо белого и черного, встречаются кони с гривами и хвостами красно-коричневого цвета. Очень редко попадаются кони красно-коричневого окраса .

Выпуск педальных коней был массовым и продолжительным, примерно до 1965 — 68 годы. Приметно в это время на всех заводах, где выпускали педальные машинки, произошла смена модельного ряда.  Цена 21.50  р. была значительной для средней рабочей семьи — их зарплаты были в районе 120 — 150 р./месяц. И для тех, кто не мог себе позволить приобрести столь дорогую игрушку, существовали прокаты в парках.

Оригинальное решение для чемпионов: для повышения скорости на педального коня установили колеса от велосипеда «Ветерок». Для многих детей педальные игрушки так и остались нереализованной мечтой, о которой они сожалеют потом еще долгие годы. Педальные кони, выпускавшиеся Производственным Объединением «Полет», имеют в своей конструкции несколько отличий: у них сиденье упрощенной формы, которое в неизменном виде перешло и на их следующую модель педального коня. И второй момент: задний вал собран на пластиковых втулках. Основная масса коней Омского завода окрашена в красно-коричневый цвет, белый конь в моем архиве только один. В целом: найти такого коня не так просто, это значит, что их выпуск был значительно скромнее, нежели на Московских заводах. Очень долго не удавалось найти документального подтверждения, что на сталелитейном гиганте «ЗапорожСталь» выпускали педальных коней. Фотография обнаружилась случайно, при сборе материала для статьи по другим педальникам. На ней показаны товары народного потребления, выпускавшиеся заводом. И среди них — конь педальный! На сегодняшний день самая ранняя датировка, обнаруженная на фотографии — это 1966 год. Главной отличительной особенностью Запорожского коня является его вес — 18 кг! Это на 7 кг тяжелее, чем у Московских и Омских коней. Да, литейщики металла не жалели. Штампованные колеса, конечно же, дали свою прибавку к весу коня. Колеса универсальные: их так же ставили на самокат, только наоборот — большое колесо спереди, маленькое сзади. На этом история стальных коней 60-х заканчивается. В конце 70-х на Омском ПО «Полет» запускают в производство новую версию педального коня, чья конструкция была значительно переработана. Туловище и ноги коня изготавливались из алюминиевого листа. Это положительно сказалось на конструкции. Первое время гривы и хвосты были коричневого цвета и тележка имела выступающие дужки, как и на ранних конях. Размеры коня: длина 100 см., ширина 50 см., высота 70 см., вес 7 кг. Основная масса поздних, или алюминиевых коней, имеет гриву и хвост черного цвета и выступающих дужек на них уже нет.  Минусом, причем критическим, стали пластиковые колеса. Они часто лопались под весом ребенка. Поэтому основная масса поздних педальных коней сейчас с поврежденными и разбитыми колесами. По этой же причине я настоятельно НЕ рекомендую садить детей на таких коней. Пластик их колес изначально был слабым, а по истечении 35 лет он стал еще хрупче. Шанс для ребенка получить травму при езде на таком коне очень высок. Решить проблему можно путем замены родных колес на колеса от колясок. Интересная подборка штампов на сиденьях коней педальных. Самый ранний год на них 1986, самый поздний 1994. Обратите внимание: на сиденье 1994 года нанесено предупреждение о максимально допустимой нагрузке в 40 кг. Это значит, что проблема слабых колес существовала уже на стадии выпуска продукции. На этом история создания педальных коней в нашей стране заканчивается. И заканчивается она загадкой, о которой слышали немногие, прикасались к ней единицы, и никто по сей день не знает: откуда взялся этот педальный конь!? Он разительно отличается от всех типов механических лошадок. И отличается, прежде всего, потрясающей детализацией самого коня! Ноги на коне не симметричны, каждая имеет свой рельеф, свои пропорции. Смотрите, наслаждайтесь! И будем надеяться, что со временем тайна раскроется и мы узнаем кто он такой и откуда? А может и не стоит этого делать: ведь человека всегда притягивает неизведанное.

 

Просмотров: 453 | Добавил: brichev2009 | Теги: лошадка, ссср, из, педальная | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Эксклюзивные шаблоны Ucoz скачать бесплатно для Ucoz.
Самые потрясающие фильмы скачать для просмотра.